Поступление  в  школу  подводит  итог  дошкольному  детству  и  становится  стартовой  площадкой  младшего  школьного  возраста (6 -7  —10-11   лет). 
Младший  школьный  возраст  —  очень  ответственный период  школьного  детства,  от  полноценного  проживания  которого зависит  уровень  интеллекта  и  личности,  желание  и  умение  учиться, уверенность  в  своих  силах.
Изменение социальной  ситуации  развития  состоит  в  выходе  ребенка  за  рамки  семьи,  в  расширении  круга  значимых  лиц. 
Особое значение  имеет  выделение  особого  типа  отношений  со  взрослым,опосредованных  задачей  («ребенок  —  взрослый  —  задача»).  Учи-тель  —  это  взрослый,  социальная  роль  которого  связана  с  предъявлением  детям  важных,  равных и  обязательных для  выполнения  требований,  с  оценкой  качества  учебной  работы. 
Школьный  учитель выступает  как  представитель  общества,  носитель  социальных  образцов.  Постепенно  на  протяжении  младшего  школьного  возраста  ребенок  открывает  и  осваивает  ситуацию  всеобщего  равенства  передзаконами  наук  —  математики,  орфографии,  орфоэпии. Новое положение ребенка в  обществе,  позиция ученика характеризуется  тем,  что у  него появляется  обязательная,  общественно значимая,   общественно  контролируемая  деятельность  —  учебная,   он должен  подчиняться  системе  ее  правил  и  нести  ответственность  за их  нарушение. Согласно  концепции  Э.  Эриксона,  в  период  от  6  до  12  лет  происходит  приобщение  ребенка  к  трудовой  жизни  общества,  выраба-тывается  трудолюбие  и  вкус  к  работе.  Позитивный  исход  этой  ста-дии   приносит   ребенку   ощущение   собственной   компетентности, способности  действовать  наравне  с  другими  людьми;  неблагоприятный  результат  стадии  —  комплекс неполноценности. Прилежность,   дисциплинированность   ребенка,   принятие   имправил  школьной  жизни,  успешность  или  неуспешность  учебы  ска-зывается  на  всей  системе  его  отношений  и  со  взрослыми,  включаяродителей,  и  со  сверстниками.Проблема психологической готовности к школьному обучению.
Существующая  школа  с  ее  классно-урочной  системой  и  действующими   программами   требует   от   ребенка   определенного   уровня функциональной   готовности.    «Школьной   зрелостью»    считают обычно  достижение  такой  ступени  нервно-психического  развития, когда  ребенок  становится  способен  принимать  участие  в  школьном обучении  в  коллективе  сверстников  без  ущерба  для  своего  физического  и  психического  здоровья;   подразумевается  также  овладение умениями,  знаниями,  навыками,  способностями,  мотивами  и  другими  поведенческими  характеристиками,  необходимыми  для  оптимального  уровня  усвоения  школьной  программы.
В  отечественной  психологии  у  истоков  исследования  проблемы готовности  к  школьному  обучению  стояли  Л.И.  Божович,  А.В.  Запорожец, Д.Б. Эльконин. 
Психологическая  готовность к школьному обучению   рассматривается   как   многокомпонентное   образование. Хотя  единого  мнения  по  поводу  состава  и  уровня  развития  отдельных  его  составляющих  не  существует,  обычно  выделяют  следующие компоненты:
1.  Личностная  готовность.—  Уровень  развития  аффективно-потребностной  (мотивацион-ной)  сферы.  Наличие  познавательных  интересов.   Стремление  занять  свое  особое  место в  системе социальных отношений,  выполнятьважную,  оцениваемую  деятельность  —  быть  школьником.—  «Внутренняя  позиция  школьника»  как показатель  готовностиребенка  к  школьному  обучению  —  психологическое  новообразова-ние,  которое  представляет  собой  сплав  познавательной  потребностиребенка  и   потребности   занять   более   взрослую   социальную  позицию.  Развитие   произвольной   сферы:   произвольного   внимания,произвольной  памяти,  умения  действовать  по  образцу,  по  правилу,по  принятому  намерению.
2.   Интеллектуальная   готовность.
-Ориентировка  в  окружающем,  запас  знаний.  Уровень  развития  восприятия  и  наглядно - образного  мышления. 
-Уровень  обобщения  —  умение  обобщать  и  дифференцироватьпредметы  и  явления.
-Развитие речевой сферы  (в том числе фонематического слуха).
3.  Двигательная   готовность.
—  Мелкая  моторика.
—  Крупные  движения  (рук,  ног,  всего  тела).
4.   Уровень  развития  предпосылок  учебной   деятельности:
—  умение  внимательно  слушать  и  точно  выполнять  последовательные  указания  взрослого
—  самостоятельно  действовать  по  заданию
—  ориентироваться  на  систему  условий  задачи,  преодолевая  отвлечение  на  побочные  факторы.
У ребенка-дошкольника нет и  не  может  быть  собственно  школьных качеств,  они  складываются в  той деятельности,  для которой  онинеобходимы.   Готовность  к  школьному  обучению   —   это   владениепредпосылками  к  последующему  усвоению  качеств  школьника.  Ведущей  среди  них  является  мотивационная,  социальная  зрелость  ребенка. 

В  случае  слабой  подготовки  ребенка  к  школе  обычно  проявляется  отставание  во  всех  сферах,  но  при  создании  коррекционно-развивающих  программ   особое   внимание   отводится   преодолениюнеразвитости  аффективно-потребностной   сферы,   узости  познавательных  интересов. Психологическую  готовность  отличают  от  педагогической  подготовленности,  когда  акцент  ставится  на  наличие  у  ребенка  определенных знаний  и  умений  (выполнение  заданий  на  прямой  и  обратный  счет,   на  состав  числа,  узнавание  печатных  букв,  или  чтение,копирование  букв  или  узора,  пересказ  текста  или  чтение  стихотво-рения  и  др.).Не  может  быть  создан  единственный  тест,  измеряющий  готовность  к  школе;  разработаны  комплексы  методик  для  разных  целей.
Для  ориентировки  и  выявления  детей  «группы  риска»  при  массовом обследовании  проводится  экспресс-диагностика  школьной  готовности   (используются   специализированные   методики   диагностики школьной  зрелости,   например  тест  Керна-Йирасека).  Индивидуальная,   более  углубленная  диагностика  необходима  для  выработки рекомендаций   родителям,   составления   развивающей   программы развития  в  оставшееся  до  школы  время. Мы  представили  традиционную  позицию  относительно  школьной  зрелости:  есть  школа  с  ее  требованиями,  и  чтобы  быть  готовымк  этой  школе,  ребенок  должен  иметь  набор  определенных  качеств. Соответствовать  показателям  нелегко:   одни  дети   «не  дозрели»   — встает  задача  их  подтягивания,  другие  опережают  средние  нормативы  —  часто  это  также  рассматривается  как  их  недостаток.  В  принципе,  речь должна  идти о  том,  что  именно  школа должна  быть  готова принимать самых разных детей такими,  какие они есть,  понимать их  и  помогать  их  личностному  росту.

Источники:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
С. 207-246 .
Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994.
Психическое развитие младших школьников: экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990; Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.