Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6 -7 —10-11 лет).
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц.
Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым,опосредованных задачей («ребенок — взрослый — задача»). Учи-тель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы.
Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Постепенно на протяжении младшего школьного возраста ребенок открывает и осваивает ситуацию всеобщего равенства передзаконами наук — математики, орфографии, орфоэпии. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, выраба-тывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой ста-дии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии — комплекс неполноценности. Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие имправил школьной жизни, успешность или неуспешность учебы ска-зывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включаяродителей, и со сверстниками.Проблема психологической готовности к школьному обучению.
Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. «Школьной зрелостью» считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин.
Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты:
1. Личностная готовность.— Уровень развития аффективно-потребностной (мотивацион-ной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнятьважную, оцениваемую деятельность — быть школьником.— «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовностиребенка к школьному обучению — психологическое новообразова-ние, которое представляет собой сплав познавательной потребностиребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Развитие произвольной сферы: произвольного внимания,произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу,по принятому намерению.
2. Интеллектуальная готовность.
-Ориентировка в окружающем, запас знаний. Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления.
-Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцироватьпредметы и явления.
-Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
3. Двигательная готовность.
— Мелкая моторика.
— Крупные движения (рук, ног, всего тела).
4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого
— самостоятельно действовать по заданию
— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.
У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой онинеобходимы. Готовность к школьному обучению — это владениепредпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка.
В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционно-развивающих программ особое внимание отводится преодолениюнеразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов. Психологическую готовность отличают от педагогической подготовленности, когда акцент ставится на наличие у ребенка определенных знаний и умений (выполнение заданий на прямой и обратный счет, на состав числа, узнавание печатных букв, или чтение,копирование букв или узора, пересказ текста или чтение стихотво-рения и др.).Не может быть создан единственный тест, измеряющий готовность к школе; разработаны комплексы методик для разных целей.
Для ориентировки и выявления детей «группы риска» при массовом обследовании проводится экспресс-диагностика школьной готовности (используются специализированные методики диагностики школьной зрелости, например тест Керна-Йирасека). Индивидуальная, более углубленная диагностика необходима для выработки рекомендаций родителям, составления развивающей программы развития в оставшееся до школы время. Мы представили традиционную позицию относительно школьной зрелости: есть школа с ее требованиями, и чтобы быть готовымк этой школе, ребенок должен иметь набор определенных качеств. Соответствовать показателям нелегко: одни дети «не дозрели» — встает задача их подтягивания, другие опережают средние нормативы — часто это также рассматривается как их недостаток. В принципе, речь должна идти о том, что именно школа должна быть готова принимать самых разных детей такими, какие они есть, понимать их и помогать их личностному росту.
Источники:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
С. 207-246 .
Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994.
Психическое развитие младших школьников: экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990; Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.